Мой старый
компьютер

Ретро-ПК, ретро-игры, ретро-железо. Тотальный downgrade!



Intel 752 vs. Intel 740


После выпуска i740 были раскрыты планы Intel на дальнейшее развитие собственных графических решений. Первым этапом эволюции стал ускоритель i752 (кодовое имя Portola).

Большой скачок в производительности был достигнут благодаря возможности объединения двух текстур за один проход. Больше у новинки не было значимых новых изменений, просто была увеличена частота работы. Ядро, работающее на 50% быстрее, обеспечивало значительный прирост. К разочарованию многих, не изменилось управление памятью. Поскольку i752 использовала текстурирование из системной памяти, ей явно было не место среди high-end решений. Карта была представлена в апреле 1999 года, но вскоре после этого весь проект "выделенных графических карт" был отменен. Слухи гласили о крайне низких объемах выпуска. 50 экземпляров были вручены участникам конференции самой Intel. Некоторые были предоставлены для обзоров. Но, насколько мне известно, ни одна карта не попала в розничную продажу. Возможно, отмена проекта была связана с судебными исками 3Dfx, ATI и Nvidia против Real3D. Вместо того чтобы заниматься действиями в правовом поле, Intel разорвала свои связи с Real3D, а затем и Lockheed Martin свернула лавочку. Интеллектуальная собственность была продана 3Dfx. Итого, всего полтора года длилось присутствие Intel в области дискретных графических карт.

Где живет Portola

Однако графическое ядро i752 все равно вышло в свет в качестве встроенной графики. Сначала в чипсете i810. Там Portola использовала внутреннюю шину AGP с частотой 100 МГц. Ее пропускная способность 800 МБ/с была значительно выше, чем у обычного AGP 2x. Но, конечно, i752 приходилось делить эту шину с процессором, что несколько снижало быстродействие. К несчастью для Intel на рынке уже начали появляться решения на AGP 4x и по сравнению с ней ни одно из этих чисел уже не впечатляло. Тем не менее у i752 была еще одна дополнительная функция для поддержки 3D-ускорения - кэш дисплея для буфера глубины 4 МБ с собственной 32-битной шиной, также с частотой 100 МГц. Набор логики i810 без разъема AGP и c медленной шиной был низкопроизводительным решением. Но i752 также была в составе последующего чипсета i815 (Solano) в котором уже был разъем AGP. С частотой шины 133 МГц и поддержкой кэша дисплея, он мог обеспечить больше необходимой пропускной способности памяти. И поскольку у меня есть кэш дисплея, давайте рассмотрим 752-ю ближе.

Модуль памяти AGP Inline или AIMM.

Модуль для i815, также известный как Graphics Performance Accelerator (GPA), поддерживает работу на частоте 133 МГц. Это обеспечивает 533 МБ/с только для Z-буфера. 4 МБ памяти AIMM ограничивают разрешение 3D до 1600x1200 при глубине цвета 16 бит. В реальности вы никогда не будете играть при таком высоком разрешении с i752. С 230-мегагерцовым RAMDAC это будет не самым приятным.

Архитектура

Обработка инструкций очереди заранее реализуется в северном мосту (GMCH). Он также управляет динамическим распределением памяти в системной памяти. Intel i752, по-прежнему использующий шину AGP, имеет очень похожий механизм, как и его предшественник. Все начинается с устройства подготовки треугольников, способного отбрасывать обратные полигоны. Радует, что скорость трансформации в два раза быстрее на такт по сравнению с i740. Текстурирование было улучшено для поддержки мультитекстурирования, потенциально удваивая скорость отображения двух одновременных текстур в практически любом сочетании, которое требуется игрой. Это в теории, т.к. для каждой текстуры требуется такт тактовой частоты, но по крайней мере следующий пиксель применяется к тем же старым данным, облегчая задачу компьютера. Поэтому текстурная производительность достигает 100 миллионов пикселей в секунду. i752 может использовать практически все фишки DirectX 6, включая однопроходовый рельефный бамп-мэппинг. Другая важная новая функция - анизотропная фильтрация MIP-карт. Более традиционные фильтры отлично подходят для текстур, перпендикулярных к камере. Но анизотропный фильтр значительно улучшает выборку текстур под углами. Учитывая их ориентацию и перспективу, придает большую четкость текстурам. Реализация классического анизотропного фильтра 16-tap (теперь более известного как 4x режим) удваивает количество выборок по сравнению с трилинейным фильтром. Если видеосистема не сбалансирована для обработки такого количества чтений текстур из памяти, производительность может сильно снизиться. Похоже, что это именно случай с i752. По крайней мере, в виде встроенной графики даже трилинейный фильтр оказывает заметное воздействие. Анизотропный фильтр на текстурах серьезного размера снижает частоту кадров еще больше. Но возможность использовать анизотропку в старых играх - все равно интересная возможность. Поэтому, возможно, лучше поговорить о том, чего i752 не может делать: 32-бита. И не важно о чем идет речь - вычисления, буфер кадра или текстуры.

На этом скриншоте пример дизеринга в Half-Life. Иногда его узор виден невооруженным взглядом.

В 2000 году, использование 32-битного режима очень важно. Если не на выводе, то хотя бы для внутренних расчетов. В этих аспектах i752 не стал лучше по сравнению с i740. Качество изображения в 3D-играх осталось, скажем так, удобоваримым.

Опыт

Если кратко - можно сказать, что качество изображения идентично i740. Проблемы в отдельных играх в основном были устранены, хотя ранняя версия драйвера требовалась несколько раз (Thief), и иногда работала лучше, чем последняя версия 6.7 от 2004 года. Со столь долгой софтовой поддержкой отсутствие панели управления для 3D-опций вызывает разочарование. Время от времени в игре могут появиться белые пиксели среди объектов.

i752 не умеет работать с fog table, поэтому, возможно, из-под колес автомобилей в Ultimate Race Pro почти не выходит дым.

Производительность

Я назвал i740 самым зрелым графическим решением среди широкого "первого поколения", с которым мне довелось столкнуться. Вот почему я хочу его сравнить его с 752-м. От некоторых тестов, которые больше не релятивные было решено отказаться. Но не волнуйтесь, они будут заменены более подходящими.

Ниже находятся графики замера fps - минимальное значение и среднее, соответственно.

Рассматривая цифры, можно задаться вопросом, почему i752 не выходит вперед в такой современной игре как Incoming. А ответ просто - это единственная в списке игра с включенным трехлинейным фильтром, и i752, насколько я помню, первая, которая использует настоящую трехлинейную фильтрацию, беря сразу четыре образца из двух разных мип-карт одновременно. По результатам всех тестов интегрированная i752 опережает i740 примерно на 25%. Это происходит при участии GPA. Без этого модуля практически не было бы преимущества в производительности. Falcon 4.0 - более требовательная игра, которая может положить на лопатки ускорители первого поколения. И на i752 хотя бы нет откровенного слайд-шоу. Что мы можем сказать об i752? Наличие буфера кадров в локальной памяти позволяет показать более высокие результаты. Но, учитывая увиденную нами производительность, маловероятно, что Pentium III является здесь бутылочным горлышком. Имеет смысл попробовать разрешение 800x600x16. Такое разрешение позволит получить более или менее адекватную производительность с не столь бросающимся в глазам дизерингом.

Конец истории о дискретных картах

i752 был эволюцией, а не революцией по сравнению с i740. Для весны 1999 года в нем уже было мало интересного, что могло впечатлить производителей компьютеров и просто покупателей. В этот же временной период появились другие варианты, такие как Savage 4, которые были заметно более современными. Intel прекратила производство этого чипа до начала массового производства и вместо улучшения решила немедленно отказаться от производства и разработки дискретных видеорешений . Еще одной жертвой этого стал проект i754 - высокопроизводительный чип AGP 4x, запланированный на осень 1999 года. Lockheed Martin закрыла Real3D в октябре и продала свою интеллектуальную собственность Intel. Сотрудники в основном своей масссе перешли в ATI, также расположенной в Орландо. Каждый конец - это начало чего-то нового. Intel была крупнейшим поставщиком среди производителей чипсетов. Хотя SiS и VIA cмогли предоставить более интересные интегрированные 3D-ускорители, продукция Intel была достаточно хороша, чтобы сохранить свою позиции. Intel и по сей день имеет весьма серьёзные позиции на рынке "встроек" и снова пробует силы на рынке дискретных карт. Просто нужно помнить урок i740: хочешь продать геймеру видеокарту - убедитесь, что твой продукт соответствует твоей же рекламе. Особенно если имя твое - Intel.

Оригинальный материал вы можете прочитать здесь. Перевод на русский язык - serenitatis.