Мой старый
компьютер

Ретро-ПК, ретро-игры, ретро-железо. Тотальный downgrade!



"Берегись автомобиля" - русский Need for Speed?


Опубликовано: 15.07.2020
Категории: [Игры]
Метки: [DOS], [Амбер], [Игры для DOS]

Что приходит в голову, если спросить кого-либо о русских гонках или автосимуляторах? «Дальнобойщики»? Lada Racing Club? Да, пожалуй, так оно и есть, но было бы нечестно не вспомнить и об еще одном представителе этого жанра родом из 90-х. И речь пойдет об игре «Берегись автомобиля» от компании «Амбер». Игра вышла летом 1998 года. То есть, в те дремучие времена, когда компьютеры только начинали свое массовое шествие в нашей стране. Да и что уж говорить, но сама попытка сделать столь масштабный проект в такое сложное для нашей страны время, на мой взгляд заслуживает только уважения. И, да, к известному советскому фильму она не имеет никакого отношения. В то время рецензии на эту игру не отличались сдержанностью. И объективно ругать эту игру было за что. Но предлагаю обо всем по порядку…

Итак, перед нами действительно русская игра, где вместо набивших оскомину «Макларенов» и «Феррари» нас встречают родные и милые сердцу автомобили: ВАЗ-2101, ЗАЗ-968, УАЗ-469, ВАЗ-2121 «Нива», УАЗ-469, ГАЗ-24 и другие. Правда почему-то их здесь назвали не законными именами, а такими кличками. 2101 стала «Копейкой», ЗАЗ стал «Горбатым» (хотя по факту это «Ушастый»), 2108 назвали «Зубило» и т.д. С одной стороны, это логично. Ведь именно так называются данные модели в народе, но с другой стороны, что мешало использовать их родные имена? Неужели разработчики не смогли договориться насчет авторских прав на названия моделей? Или же просто решили, что мол так смешнее? Да, этот момент мне всегда казался странным и несколько удивлял. Кстати, невероятно, но факт, но в игре затесались и три иномарки! BMW пятой серии (Бомба), Mercedes Benz W… (Мерс) и Jeep Grand Cherokee (Джип). С одной стороны, выбор странный, но в контексте той эпохи, когда вышла эта игра он вполне понятен. Взяли те иномарки, которые были самыми известными и популярными среди населения. Всем автомобилям в игре можно активировать режим «Форсажжж» и тогда… Тогда «Зубило» превращается в «Зубилище», «Запор» в «Запорище» и т.д. То есть, авто в таком режиме становится бешеной табуреткой и легко достигает скоростей, на которые спидометр просто не рассчитан. Например, на «восьмерке» он зашкаливает в районе 180 км/ч. Отмечу, что у всех автомобилей есть вид из салона с очень хорошей детализацией. Конечно, это не трехмерная модель, а рисунок. Но так было и в Need for Speed.

Трассы тоже не всякие там басурманские заграницы, а вполне родные нам просторы. Названы они просто, но вполне себе очевидно: Лес, Село, Курорт, Обрыв и все в том же духе. Из общего ряда выделяются лишь трассы Альпы и Техно. Если с первой все понятно, то вторая — такая смесь металла, асфальта и некоего заграничного города на фоне (похожего на Нью-Йорк, кстати). Причем, я не могу сказать, что трассы как-то совсем плохо сделаны. Их дизайн вполне на уровне того же первого Need for Speed. Думаю, что наивно тут ждать какой-то детализации и «графония». Все же это игра прошлого и подходить к ней с современными понятиями странно.

Но это не значит, что ее не надо критиковать. Поругаться тут есть на что. Во-первых, делать игру для DOS в 1998 году очень странное решение. Да, в нашей стране тогда было еще много таких ПК, но все же многие игроки уже пересаживались на всякие там Pentium под Windows 9x. Думаю, что выбор платформы был продиктован одной (или всеми сразу) причинами. Или игру начали делать году в 1995-96 и просто она оказалась долгостроем. Или же разработчики метили в сектор слабых ПК и хотели дать возможность поиграть в свою игру и на не очень производительном железе. Но вот что точно бесит — ужасная физика. Не важно на чем ты едешь хоть ЗАЗ, хоть ВАЗ или Мерседес — ощущение, что ты сидишь за рулем табуретки. Все машины управляются одинаково плохо и могут отправиться в занос просто на ровном месте. И это будет не легкий дрифт, а конкретный такой разворот раза два вокруг оси. Понятное дело, что первые части Need for Speed тоже не были идеалом с точки зрения физики, но там такого даже близко не было. Под стать физике и звук. Музыки тут кроме как в главном меню и вступительном ролике нет в принципе. Звук у машин имеется чисто номинально, и с реальностью имеет мало чего общего. Кстати, проблемы со звуком у разработчиков начались еще со вступительного ролика. Там явно что-то говорят, но за музыкой и эффектами этого просто не слышно. Еще очень странным кажется возможность использования так называемых приколов. В настройках игры можно включить пешеходов (ну, хорошо), луж масла (ладно, это я тоже могу понять) и… использование ракет. Откуда в автогонках ракеты? Зачем они тут? Нет, долю веселья они добавляют, благо наводятся они автоматически. Но все равно я не могу понять смысла их в этой игре. Пешеходы тоже странная тема. Во-первых, что они забыли посередине шоссе? Вышли на прогулку? Во-вторых, при переезде они просто взрываются кляксой «типа кровь». Тоже очень странное решение. К слову здесь есть и полиция (милиция), которая передвигается на ВАЗ-2106 и среди пешеходов есть милиционер (да, его можно сбить). Но больше никакого прока от правоохранителей нет. Ни штрафов, ни погонь. Чисто для мебели и все.

Что касается игрового процесса в остальном, то тут все просто. Пытаемся быть первым среди прочих, последовательно проезжая все трассы и в итоге… не получаем ничего. Ни бонусных трасс, но дополнительных автомобилей. Разработчики в этой игре держат игроков на сухом пайке. Никаких излишеств и вкусняшек. Но с другой стороны, я не могу сказать, что игра прям откровенно плохая. Да, звезд она с неба не хватает, но привыкнув к местным особенностям я поиграл в нее пару часов с удовольствием. Даже в пресловутых ракетах есть что-то. Так что прям совсем провалом я бы ее не назвал, но и шедевром тоже. Середнячок на грани треша. Кстати, это понимали и разработчики (которые предпочли анонимность и не указали себя никак) и очень быстро предпочли забыть об этой игре. С глаз долой, из сердца вон.

Что можно сказать в завершении? Первый блин вышел комом, хотя в целом съедобный. Игра интересна чисто с исторической точки зрения как один из этапов развития и становления российского геймдева. Не больше и не меньше. Ну а в следующий раз я расскажу про еще одну игру от компании «Амбер» под названием «Снежный шторм». Думаю, что ее можно считать такой работой над ошибками и забегаю вперед скажу, что работа эта явно удалась. Но это уже совсем другая история…

« НазадДалее »

Добавить комментарий